Пояснительная
записка.
Общие замечания.
Комплексная
программа “Биодизайн”, является
частью интегрированной программы
Учебно-воспитательного биологического
комплекса Детско-юношеского центра
досуга (УВБК ДЮЦД) и предназначена для
расширения образовательных услуг,
оказываемых учащимся школ Северного
округа, в сфере пограничных с биологией -
прикладных художествсенно-эстетических
аспектов деятельности, а также для
привлечения в комплекс дополнительного
контингента учащихся старшего
школьного возраста, их дополнительного
образования и воспитания, а также
осуществления допрофессиональной и
начальной профессиональной подготовки
в этой области знаний и практической
деятельности.
Программа
рассчитана на детей, учащихся 6-11 классов,
с наполняемостью групп 12 человек - в
группах предварительного обучения (кружок
“Фитодизайн) и в группах основного
курса “Биодизайн”, 7 человек - в группах
“Мастеркласс”. Прохождение полного
цикла программы рассчитано на 4 года, но
для конкретного ребенка срок обучения в
прикладном блоке “Биодизайн” может
быть различным, в зависимости от того
когда и в каком возрасте он поступил на
обучение в комплекс. Этот срок может
меняться от 2 до 6 лет. Формирование групп
предварительного обучения (кружок “Фитодизайн”)
проводится из состава всех желающих
детей, учащихся 6-7 классов школ. Группы
основного курса (“Биодизайн”)
формируются из учащихся групп
предварительного обучения, проявивших
склонность к данной деятельности и
желающих продолжить обучение, учащихся
других объединений УВБК и всех желающих
детей учащихся 8-10 классов, изъявивших
своё желание получить дополнительное
образование в объеме данной программы -
по итогам собеседования. Формирование “Мастер
класса” производится из наиболее
подготовленных выпускников основного
курса “Биодизайн” с их согласия, по
итогам защиты дипломной работы и по
решению педагогического коллектива
комплекса. Также, не исключается
возможность предоставления
образовательных услуг в объемах данной
программы, для групп, сформированных на
базе других образовательных учреждений
по заключении договора и в соответствии
с его условиями.
Цели и задачи
программы.
Цель программы.
Основной целью данной
программы является создание в научно-эстетическом
прикладном блоке “Биодизайн” в составе
Учебно-воспитательного биологического
комплекса, такой педагогической,
образовательной и воспитательной среды,
которая способствовала бы :
наилучшему усвоению учащимися объема
знаний, предусмотренных данной
программой дисциплин биологического,
художественно-эстетического,
исторического циклов; развитию
творческих способностей;
личностного ориентирования и адаптации
учащихся в современном социуме;
формированию у них понятий
мировоззренческого уровня (т.е. система
общих взглядов на мир и человека в нем,
определение жизненной программы
личности, идеалы и убеждения, интересы и
ценности);
осуществлению на практике
куррикулярного* подхода в
методологии образования и воспитания.
Задачи
программы.
- Обеспечение наилучших
условий для усвоения учащимися
основных знаний и умений, необходимых
для воплощения своего творческого
потенциала, развития таланта и
способностей в такой области
человеческой деятельности как
биодизайн.
- Формирование у учащихся
мировоззренческих понятий,
философского осмысления окружающей
действительности через активные формы
творческого познания мира, общения с
природой.
- Развитие у учащихся
художественно-эстетических
способностей, умения видеть красоту
окружающей действительности и
стремления к её творческому,
гармоничному изменению, не нарушая
естественной структурной целостности.
- Добиваться понимания
практического значения полученных в
процессе обучения знаний и навыков в
повседневной жизни.
- Формирование сознательного
отношения к вопросам охраны природы и
экологическим проблемам
природопользования.
- Решение задач профориентации
и начальной профессиональной
подготовки учащихся.
- Разработка и
экспериментальная апробация таких
научно-методологичеких принципов
педагогического процесса, как
:
- Спиральное структурирование
содержания основных циклов
преподаваемых дисциплин.
- Рациональность тематического
планирования учебных курсов,
исключение программных повторов
информативных блоков преподаваемых
курсов.
- Совмещение воедино
междисциплинарной комплексности
содержания с синхронизацией по времени
тематических блоков, преподаваемых по
разным предметам данного цикла, как по
теоретическим вопросам, так и при
отработке практических работ.
- Смещение акцента на
политехническую и практическую
направленность преподаваемых
дисциплин, раннее вовлечение учащихся
в практическую, трудовую и творческую
деятельность.
- Использование в
педагогической практике методов “погружения”,
как на выездных практиках, так и в
повседневной работе.
- Использование уникальных
возможностей живой природы и активного
общения учащихся с ней в вопросах
духовного развития, нравственного
экологического и эстетического
воспитания, а также в
совершенствовании знаний, навыков и
приемов в области изучаемых искусств.
- Сочетание
дифференцированного подхода в
становлении творческой личности
учащегося, с развитием коллективного
мышления, способностями и умением
общения в коллективе единомышленников
и обществе в целом.
Структура
программы.
Первая
ступень.
Кружок “Фитодизайн”,
основным назначением которого является
знакомство учащихся 6-7 классов с
основами дизайнерского искусства, со
всем спектром дисциплин объединения и
начальным уровнем основ теоретических
знаний и практических умений данного
рода деятельности. На данной ступени,
учащимся предлагается следующий
комплекс дисциплин: Аранжировка цветов,
Природа и фитодизайн, Основы рисунка,
Искусственные цветы, Основы комнатного
цветоводства.
Вторая
ступень.
Для учащихся 8-11
классов. Комплексный двухгодичный курс
объединения “Биодизайн”, с более
высоким уровнем программ широкого
спектра предметов, с более серьёзным
подходом в отношении требований к
знаниям и умениям учащихся и контролем
за их усвоением, с усилением
развивающего и воспитательного
воздействия на учащихся, с
разнообразными формами организации
учебного процесса, выездными практиками,
выставками работ, экскурсиями и
участием в показательных выступлениях
мастеров аранжировки цветов. В
программу данного объединения входят
такие предметы, как:
Первый год
обучения. |
Второй год
обучения. |
-
Фитодизайн
и аранжировка цветов.
-
Основы
рисунка и живописи.
-
Основы
истории искусств.
-
Основы
биологии растений.
-
Выездная
осенняя практика.
-
Летняя
выездная практика.
-
Курсовая
работа и отчётная выставка работ
учащихся.
|
-
Архитектурный
дизайн.
-
Основы
комнатного растениеводства и
озеленения интерьеров.
-
Основы
зоологии и ветеринарии.
-
Введение
в основы экологии.
-
Весенняя
выездная практика.
-
Дипломный
проект.
|
Третья
ступень обучения.
Название
третьей ступени - “Мастеркласс”,
достаточно точно отражает содержание
программ специальных курсов, входящих в
его состав. Сочетание углублённого
уровня содержания программ, с
изменением форм и методов организации
учебного процесса в сторону
дифференциации, индивидуализации,
усиления воспитательного, духовного и
мировоззренческого аспектов развития
личности учащегося - являются основными
особенностями данной ступени. Всё
вышесказанное, определяет внешнюю
организационную форму, которая должна
сочетать элементы клубной деятельности,
где происходит не только общение
учащегося с педагогом и коллективом
единомышленников, но и приобретаются
навыки организаторской работы в
процессе жизни самоуправляющегося
коллектива единомышленников и
естественно повышается уровень знаний,
умений и навыков по выбранному профилю
спецкурса. В рамках данной ступени
работают следующие спецкурсы:
Икэбана;
Европейская
школа аранжировки цветов;
АКВАТЭК (дизайн
аквариумов и террариумов);
Архитектурный
дизайн;
Декоративное
растениеводство. |