|
Репортаж
с демонстрации Масао Ито
Автор статьи: Сажнева
Анастасия |
У
каждого человека бывает такое
состояние души, которым хочется
поделиться с другими и описать это
очень трудно. Хочется поделиться
увиденным, и не
можешь подобрать слов! Нельзя
объяснить человеку, как шумит горная
река, как дрожит капля на сосновой
иголке, и как в этой
капельке отражается первый луч солнца.
Мне сейчас так же трудно описать всё
увиденное мною в Центральном доме
Художников. В один из сентябрьских дней,
здесь, в конференц-зале собрались
разные люди. Они долго шумели,
рассаживались, чихали и спорили. Но
потом, это всё потонуло в тихом
полумраке зала, осветили сцену... |
|
|
|
|
На
сцену вышел человек, которого звали
Масао Ито, он приехал из Японии в нашу
холодную сентябрьскую Москву, чтобы
провести демонстрацию по искусству
Икэбаны школы Икэбоно. Ему помогала
общаться с нами госпожа Мидори Ямада -
она вела всё это представление. Мне
было очень интересно наблюдать, как
работают настоящие мастера - это было
похоже на чудеса творения, из ни чего
рождалась композиция. Казалось, что
цветы слышат мастера и по его просьбе,
по их тайному согласию, они встают на
свои места. Все композиции, сделанные
Масао Ито и его помощницами демонстрировали
идеи школы Икэнобо. Удивительно, как
здесь сочетаются четкий
математический расчет и стихийность
вдохновения. Одна из композиций носит
название Рикка -–это
очень древний стиль, очень сложная и
одновременно очень простая на вид
композиция. В ней мастер стремится не
показать, а, точнее,
скрыть то, что она строится по
многочисленным правилам, чтобы
композиция не потеряла своей
естественности. |
|
|
|
|
Мне кажется, что
в школе Икэнобо композиции просты и
одновременно сложны, как весь мир, в
котором мы живем. Глядя на удивительные
композиции, которые постепенно
заполняли сцену, на Мидори Ямада в
японском кимоно, я проникалась
ощущением вдохновения , которое
принесли с собой эти люди. Словно
растворился весь мир,
и остался только этот зал.
Все-таки японцы –
удивительная нация. Насколько мы
разные, я поняла только там. Даже учат
они не так, как все остальные люди. Они
не объясняли пришедшим на демонстрацию
людям, как ставить
композиции, где и
почему именно в таком порядке
располагаются элементы в вазе,
но человеку,
пришедшему сюда с открытыми глазами,
они дали очень многое. Со сцены
струились удивительные лучи и,
преломляясь в сердце человека, они
рождали в его голове идеи. Японцы не
объясняют, как ставить ту или иную
композицию, человек должен понять это
сам, пропустив это через свою душу, и
создать потом свою не похожую ни на
какую другую композицию.
Меня на
демонстрации поразила одна композиция,
все они были сказочно хороши, но этот
лучик попал в самое сердце ! Это
была Сека син-пу-тай с главным
элементом –
цветком. На заднем плане стояла ветка
барбариса, и яркий свет падал прямо на
яркие ягоды: они
светились изнутри –
маленькие красные горошины. Это
очарование плыло в тумане зеленого
аспарагуса. Его тоненькие веточки были,
словно дым, а у самого бортика вазы нам
улыбался маленький ярко-красный
цветок.
Под конец
вечера зрители общались с Мастером, как
со старым другом. Масао Ито нравилось
создавать все новые и новые композиции.
Потом у него кончились вазы, и он сделал
композицию в двух пластиковых бутылках ,
– это было
олицетворение дружбы Японии и России.
На Москву ложились синие осенние
сумерки, а в зале цвели в новой
композиции яркие желтые герберы.
Сидевшая за мной женщина сказала, что
"хорошо бы показанные композиции
сохранились, навсегда остались бы
такими свежими". А мне кажется, что не
стоит композиции стоять вечно, ведь
икэбана –
искусство мгновения. Каждое мгновение
имеет свое значение. "Бутон
прекрасен, хорош чуть распустившийся
цветок, но и переступивший черту
полного расцвета, тоже по-своему красив"
– это сказал Софу
Тесигахара, основатель школы Согецу. Я,
наверное, согласна с ним. |
|
|
|
|
Я выходила из
ЦДХ с удивительным настроением,
хотелось улыбаться людям, хотелось
сделать такую композицию , на
которую не решалась раньше. Пока ехала
домой, смотрела на желтые листья кленов
за окном автобуса, по стеклу стекали
капли дождя. У метро какая–то
бабушка мокла в старом пальто с
последним непроданным букетом
физалиса. Я купила у
нее этот букет, собрала разноцветных
листьев и несколько веточек барбариса.
Придя домой, распустила несколько
ниток старых бус и стала нанизывать на
леску листья клена (выбирала самые
маленькие), потом
добавила к ним физалис,
бусы, бисер и стеклянные шарики (получилось
шесть длинных лесок). Взяв плетеную
тарелку, бывшею когда-то хлебницей, я
положила в нее листья
клена (более крупные), физалис, барбарис,
вообще все, что осталось не у
дел при сборе лески. Но краям тарелки
привязала оформленные нити лески.
Пришлось, правда, получившийся "мобиль"
повесить повыше, к потолку, так как им
тут же заинтересовалась моя кошка. Но
дунешь на леску, и качаются осенние
листики, а стеклянные шарики сверкают,
словно капли дождя. Вот так
показательные выступления японских
мастеров,
отразились во мне совершенно
европейской композицией.
Не бойтесь
пробовать! Не бойтесь приносить домой
ветки и переставлять их в вазе до тех
пор, пока не найдете нужное положение.
Не старайтесь создать композицию,
похожею на уже где -то
виденную, создавайте свой образ! А я
желаю Вам успехов! |
|
|